МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №64 «Колокольчик» комбинированного вида г. Улан-Удэ 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 18А телефон: 43-73-41 e-mail: 64-mdou@mail.ru Утверждаю заведующий МАДОУ Детский сад № 64 «Колокольчик» __________________О.В Мироненко «___» _____________2021г. Учебный план МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 64 «Колокольчик» НА 2021 – 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД Пояснительная записка Учебный план составлен в соответствии: - с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании), - приказом Минообрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (изменения и дополнения от 21 января 2019 года); - приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (изменения и дополнения от 21 января 2019 года); - приказ Минообрнауки России от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»; - письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР- 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13) Фундамент образовательного общеобразовательная программа процесса дошкольного составляет образования, основная разработанная и утвержденная в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Программа базируется на основе общеобразовательной программы «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова. Данный учебный план (в части определения содержательного компонента образовательного процесса) составлен с учетом перспектив в обновлении содержания, зафиксированных в Программе развития ДОУ. В МАДОУ детский сад № 64 «Колокольчик» функционирует 18 групп, из них: 4 – подготовительных (6 – 7 лет) 5 – старших (5 – 6 лет) 8 – средних (4-5 лет) 1 – младшая (3-4 года) В соответствии с санитарными нормами непосредственно образовательной деятельности: от 3 до 4 лет - не более 15 минут. продолжительность непрерывной от 4 до 5 лет - не более 20 минут. от 5 до 6 лет - не более 25 минут. от 6 до 7 лет - не более 30 минут. Учебный план содержит следующие направления развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса ДОУ. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и сверстниками; становление взаимодействия ребёнка самостоятельности, с взрослыми целенаправленности и и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, готовности эмоциональной к совместной отзывчивости, деятельности со сопереживания, формирование сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. В ДОУ педагоги также реализуют парциальную программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, направленную на формирование здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улицах и предполагающую разнообразные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, тренинги, занятия, беседы). Программа разработана на основе государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование самостоятельности и ответственности за свое поведение в старшем дошкольном возрасте. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Программа «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой используется для развития математических представлений и построено с позиций комплексного развития личности ребенка: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Работа по данной программе обеспечивает: • высокую результативность, сокращение времени на подготовку к занятиям; • использование полностью или частично, в зависимости от конкретных условий, что составляет альтернативу регламентированной системе обучения; • совокупность методов наглядного обучения и практических заданий; • условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей и педагога; • быстрое выявление трудностей у ребенка (по индивидуальной тетради); • личностно-ориентированный подход во взаимодействии ребенка и взрослого; • сочетание инновационных подходов и традиций; • формирование у ребенка личностных качеств, необходимых для обучения в школе (самоконтроля, самооценки, инициативности, самостоятельности и др.). Развитие экологической культуры парциальную программу Т.М. Бондаренко дошкольников реализуется «Экологические занятия с через детьми дошкольного возраста» и О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Структура образовательного материала основывается на чувственном восприятии детьми природы, эмоциональном взаимодействии с ней элементарных знаниях о жизни, росте и развитии живых существ. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Речевое развитие дошкольников обеспечивается путем реализации парциальной программы О.С. Ушаковой «Занятия по развитию речи для детей 3—7 лет», А.В. Аджи «Занятии по развитию речи и обучению грамоте» отличающейся комплексностью, ориентированной на речевое развитие по всем направлениям: грамматического строя языка, его звуковой культуры и словарного запаса, связной речи, ее выразительности, диалогичности. Занятия вызывают у детей интерес к языку и способствуют приобретению творческого характера речи, тенденции к ее саморазвитию. На непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте используется авторская программа Е.В. Колесниковой «От звука к букве», направлена на включение ребенка в самостоятельное решение проблемных игровых заданий в тетради является эффективным средством подготовки к обучению в школе. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового (словесного, восприятия музыкального, и понимания изобразительного), произведений мира, природы; искусства становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование произведений; реализацию сопереживания самостоятельной персонажам творческой художественных деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Развитие ребенка в изобразительной деятельности осуществляется средствами парциальных программ Т.С. Комаровой и И.С. Лыковой «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», « Художественно - эстетическое развитие детей в ДОУ» Н.Н. Леонова позволяющей педагогам развивать изобразительное творчество детей, формировать знания, навыки и умения, необходимые для образного воплощения предметов и явлений действительности. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах, спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Программа «Детство» - Физическое развитие » И.М.Сучкова, Е.А.Мартынова. «Физкультура в детском саду» Г.Н Пензулаева. Программа обеспечивает обучение детей каждой возрастной группы двигательным умениям и навыкам, воспитание у них физических качеств и способствует укреплению их физического и психического здоровья. Учебный план подразделяется на обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть реализуется через непрерывно непосредственно образовательную деятельность; часть формируемая участниками образовательных отношений через кружковую деятельность по региональному компоненту «Байкальский сундучок». Реализация образовательных дошкольников. учебного областей плана в предполагает соответствии с принцип возрастными интеграции особенностями Учебный план на 2020-2021 учебный год № Образовательные области (вид деятельности) 1 2 3 4 5 Количество образовательных ситуаций и НОД в неделю 1-ая 2-ая Средняя Старшая Подгото младшая младшая группа группа вительн группа группа ая группа Базовая часть Физическое развитие (двигательная деятельность) Физкультура Речевое развитие (коммуникативная деятельность) Развитие речи 3 3 3 3 3 1 1 1 2 2 Подготовка к обучению грамоте - - - 0,5 1 Художественная литература 0,5 0,5 0,5 в в режиме режиме Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность) Рисование 1 1 1 1 1 Лепка 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Аппликация - 0,5 0,5 0,5 1 Конструирование 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Музыка 2 2 2 2 2 Познавательное развитие (познавательно - исследовательская деятельность) Математическое и сенсорное развитие (ФЭМП); исследуем и экспериментируем Исследование объектов природы. Познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения Социально-коммуникативное развитие (игровая и трудовая деятельность) Часть, участниками процесса. Итого 0,5 1 1 1 2 0,5 0,5 0,5 2 2 в в в в в режиме режиме режиме режиме режиме 9,5 10,5 10,5 13 15 формируемая 0,5 образовательного 0,5 0,5 1 1 10 11 11 14 16 Максимально допустимый объем ученой нагрузки на ребенка в организованных формах воспитательно-образовательной работы Возраст детей 3–4 4–5 5–6 6-7 года лет лет лет Длительность условного учебного часа 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин Количество НОД в неделю 11 11 14 16 Соответствует требованиям СанПин 2.4.1.3049-13.