Тема: «Роль семьи в автоматизации
поставленных звуков»
Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той
атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно
взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и
качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны,
как правило, только с работой логопеда. Поэтому довольно часто воспитателям и
логопеду приходится сталкиваться с такими вопросами, как: «Вы специалисты,
поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?».
Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом
процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта,
что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.
Какова же роль семьи, в преодолении
речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами
собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная
коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль,
поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у
ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное
произношение;· не заострять внимание
на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой
ребенка на занятия с педагогами.
Сами родители должны быть готовы к
достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих
себя к занятиям с ним.
Особенности речи и поведения родителей
при контактах с ребенком. Основными положениями, которыми следует
руководствоваться родителям во время занятий, служат понятия о культуре речи,
смысловой нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком. Кроме того,
родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые
артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному
звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать, что умиление
детским лепетом, могут привести к устойчивости неправильного навыка в
произношении. Взаимосвязь с ребенком, зависит от уровня понимания ребенка и
возможностей воздействия на него с целью правильной постановки речи. Основные
рекомендации повышения эффективности выполнения заданий логопеда должны быть
связаны, прежде всего, с постоянным комментированием родителями своих действий
в присутствии ребенка с одновременной демонстрацией активного действия.
Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит постепенно и состоит
из 4 этапов:
Этапы:
Первый- Подготовительный : подготовка
речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков.
Создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, чувства
полноценностей.
Второй
-Постановка звуков :добиться правильного звучания изолированного звука.
Третий
-Автоматизация звуков: добиться правильного произношения во фразовой речи.
Четвертый Дифференциация звуков Научить ребенка различать смешиваемые звуки и
правильно употреблять их в собственной речи.
Уважаемые родители! Вы обеспокоены состоянием
речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а
звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при
просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи
эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции
звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации». Скорость
прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных
звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15
минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям
ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.
Автоматизировать звук – это значит
ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки
зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление
условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.
Поставленный звук еще очень хрупкий, условнорефлекторная связь без подкрепления
может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука
можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно
совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении.
Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится
еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению
неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
У детей с дефектами звукопроизношения
закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.
Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от
простого к сложному. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в
строгой последовательности: автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со
стечением согласных); автоматизация звука в словах (в начале слова, середине,
конце); автоматизация звука в предложениях; автоматизация звука в чистоговорках,
скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных
рассказах; автоматизация звука в разговорной речи.
В процессе автоматизации звуков
проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при
автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе
автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении
произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием звуковой
(звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации
звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование
грамматического строя речи. Главная задача этапа автоматизации звуков –
постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова,
предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому
материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Методы проведения занятий дома. Дети в
возрасте до 5-6 лет не в состоянии выдержать «долгое сидение». После 5,
максимум 10 мин. занятий их внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и
мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в действиях
взрослых.
Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо
проговаривать вслух всю тему, заданную логопедом, творчески приспосабливая
содержание действий к содержанию темы. Материал, который изучается за неделю на
занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей
они не новые, а родителями должны быть прочитаны до конца, объяснены и
отработаны под родительским контролем.
Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок
должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой.
Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать
из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою
руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму. Что касается
звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный
звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными.
Задача логопеда – поставить звук,
автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет
недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации
исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических
занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на
предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует
усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.