16.09.2022
ПЛАН ПРОГРА по экологическому воспитанию Срок реализации 2 года
5-6 лет (старшая группа), Воспитатель: Соколова З.Ю.
.
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник
детского разума.
В.
Сухомлинский.
Программа «Экологический патруль» имеет экологическую направленность,
которая определена особой актуальностью
экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия
экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают
углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания
человечества.
Так как
проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо
углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической
культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего
приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся
наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь
в кружке по данной программе, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями
о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное
отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных
кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая
память; речь, внимание, восприятие.
Содержание
кружка основано на проекте «Эколята -
дошколята»,
который предполагает формирование
у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам,
которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Цель - формировать у детей элементы экологического
сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Основные задачи:
1.
Развитие у детей субъектного опыта
эмоционально-чувственного общения с природой и социокультурным окружением,
представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и
взаимоотношениях в нем, как основы развития
экологического сознания и экологической культуры личности.
2.
Воспитание эмоционально-ценностного отношения к
природному окружению. 3. Развитие опыта практической и творческой
деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных
впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по
воспроизводству и сохранению природной среды.
Методы и приемы обучения:
- наглядные
(презентации, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, дидактические игры,
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций картин, показ сказок, просмотр
фильмов о природе);
- словесные
(рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснения);
- практические
( самостоятельная продуктивная деятельность детей,
экспериментирование, проектная деятельность, сбор и
оформление коллекции семян, плодов, гербария растений).
Формы проведения совместной
деятельности с детьми:
игра-путешествие, исследования,
сюжетно-ролевая игра, творческая мастерская, оформительская работа, опыты.
Формы работы с семьёй:
беседы, консультации, анкетирование, выставки, конкурсы,
праздничные мероприятия, презентации, наглядная агитация.
Формы диагностики уровня освоения программы:
- проведение
диагностики в начале и конце года. Форма
подведения итогов реализации программы:
участие в экологических проектах, тематических выставках.
Педагогические условия для реализации
программы:
комплексный подход к проблеме
экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования
ребенка; внедрение новых форм, методов и подходов, направленных на
воспитание у ребенка культуры природолюбия; внедрение в
учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране
окружающей природной среды, решению экологических проблем.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на детей 4-7
лет, продолжительность обучающей программы 3 года. Занятия кружка проходят
четыре раза в месяц.
Продолжительность занятий кружка:
первый год обучения: дети 5-6 лет – от 20 до 25 мин. второй
год обучения: дети 6-7 лет – 25 мин.
Форма проведения занятий кружка: групповая.
Время проведения: вторая половина дня.
Прогнозируемые результаты:
- формирование
у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия; -
повышение общей культуры ребенка;
- формирование
у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к
окружающей среде;
- развитие
в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и
экологической деятельности;
- расширение
общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Перспективный план работы Старшая группа
Дата |
Тема |
Задачи |
Содержание |
Сентябрь 1 |
Мониторинг |
Выявить уровень экологической грамотности детей |
Экологическая
игра
|
2 |
«Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары» |
Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям;
формировать знания о деятельности по защите природы |
Принятие законов охраны
природы; чтение и обсуждение рассказа В.Сухомлинского
«Стыдно перед соловушкой». |
3 |
«Хлеб на стол пришел» |
Воспитывать
бережное отношение к хлебу; уважение к человеческому труду; познакомить с
процессом выращивания хлеба |
Чтение р/н сказки
«Колосок»; беседа по картине Шишкина и Куприянова «Рожь», «Уборка» |
4 |
«Будет хлеббудет и песня» |
Познакомить детей с профессией пекаря; учить различать хлебобулочные изделия |
Дид.
игра «Узнай на вкус»; лепка из соленого теста |
Октябрь 1 |
«Я
гербарий собираю – листья, веточки, плоды» |
Познакомить с понятием коллекция, учить тому, что материал
для коллекции нужно собирать, а не срывать; воспитывать умение видеть красоту
осенней природы |
Беседа
«Мы – коллекционеры», составление правил коллекционеров; выкладывание узора
из осенних листьев |
2 |
Прохождение экологической тропы «Путешествие в
Осень» |
Расширять представления детей об осенних изменениях в
природе; показать объекты экологической тропы в осенний период |
Экскурсия
по территории д/сада с посещением цветника, огорода, хвойных и лиственных
деревьев |
3 |
«Путешествие растений» |
Способствовать
обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений;
накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растениям |
Рассказ
о размножении растений, отгадывание загадок |
4 |
«Незнайка
пришел в гости» |
Расширение представлений детей об овощах и фруктах; учить
устанавливать простейшие причинно-следственные связи |
Дид.
игра «Что где растет?», «Узнай по вкусу», «Узнай по описанию» |
Ноябрь 1 |
«Дом под крышей голубой» |
Объяснить детям взаимосвязь человека и природы; формировать
представление о том, какие |
Чтение
и обсуждении стих. В.Орлова
«Дом под крышей голубой»; |
|
|
действия человека вредят природе и её обитателям |
чтение
рассказа «Бездомные белки», дид игра «Найди, где чей дом» |
2 |
«Вода – это жизнь!» |
Дать представление о значении воды для всего живого, её
ценность, показать способы очистки воды |
Чтение
и обсуждение рассказов «У реки», «У
озера»; эксперимент по очистке воды |
3 |
«Водоемы родного края» |
Совершенствовать
знания о родном крае; развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к
природе |
Работа
с картой области; беседа «Где мы берем воду» |
4 |
«Гость из водоема» |
Развивать представление детей об обитателях водоемов |
Рисование
обитателей водоема |
Декабрь 1 |
«Стремись
к тому, чтобы любой зверек тебе , как другу, доверять бы мог» |
Объяснять
детям, как правильно вести себя с животными; воспитывать заботливое отношение
к животным |
Беседа
«Мы хотим защитить»; правила настоящего хозяина кошки; оформление
фотовыставки «Домашние любимцы» |
2 |
«Как звери в лесу зимуют» |
Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой;
воспитывать чувство доброты , сопереживания ко всему живому |
Кукольный
театр |
3 |
«Кормите их, согрейте их! Повесьте домик на суку! Рассыпьте
крошки на снегу!» |
Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках,
питании; учить распознавать птиц; воспитывать сочувствие к « братьям нашим
меньшим» |
Упражнение
«Какая для кого зима?», заучивание стих. «Синички»; изготовление кормушек для
птиц
|
4 |
Прохождение экологической тропы «Путешествие в зиму» |
Расширять представление детей о зимних изменениях в
природе; показать объекты экологической тропы в зимний период |
Экскурсия
по территории д/сада с посещением хвойных и лиственных деревьев, цветника, птичьих
кормушек |
Январь 1 |
«Снег и его свойства» |
Уточнить и расширить представление детей о снеге; вызвать
радость от открытий, полученных из опытов, учить анализировать и делать
выводы |
Беседа
«Что такое снег?»; опытная работа по изучению мест большего загрязнения снега |
2 |
«Пришла зима – снег и |
Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы |
Рисование
«Снег из ваты»; игры в снежки без снега |
|
радость принесла» |
|
|
Февраль 1 |
«Люблю я в комнате цветы, как, может, любишь их и ты» |
Обобщить
знания детей об уходе за комнатными растениями, дать представление о
сигнальных признаках болезни растений |
Беседа
о правилах ухода за растениями; пальчиковая игра «Цветок» |
2 |
Посадка лука |
Вызвать
у детей познавательный интерес к выращиванию лука, развивать наблюдательность
– умение замечать изменение в росте растений, связывать эти изменения с
условиями, в которых они находятся |
Обсуждение
условий выращивания лука, изучение строения луковицы; постановка опыта |
3 |
Посев семян перца для выращивания рассады |
Дать
представление детям о том, из чего можно вырастить растение, учить выращивать
рассаду из семян |
Отгадывание
загадок; рассказ о полезных качествах перца; показ приемов посева семян;
практическая работа |
Март 1 |
«Зовем Весну – красну!»
|
Дать представление о народных традициях встречи весны;
познакомить детей с образом весны, переданным в различных произведениях
искусства; учить детей любоваться красотой природы |
Развлечение
«Зовем Весну – красну!» |
2 |
Прохождение экологической тропы «Путешествие в весну» |
Расширять представление детей о весенних изменениях в
природе; показать объекты экологической тропы в весенний период |
Экскурсия
по территории д/сада с посещением цветника, хвойных и лиственных деревьев,
проталинок |
3 |
«Жаворонки,
прилетите! Лето в клюве принесите!» |
Уточнить
представление детей о перелетных птицах, трудностях с которыми они
встречаются на пути домой; учить устанавливать зависимость жизни растений и
животных от изменений в неживой природе |
Беседа
«Встречайте птиц», слушание птичьих голосов; игра «Хорошо – плохо»,
упражнение «Две
птицы» |
4 |
«На проталинке» |
Дать представление об изменениях климатических условий на
планете и их влиянии на все живое |
Чтение
отрывков из сказки «Двенадцать месяцев»; плоскостная лепка «Подснежники» |
Апрель 1 |
«Растения- лекари» |
Формировать
умение узнавать и правильно называть лекарственные травы |
Рассказ о лекарственных растениях, игра «Узнай и назови», оформление альбома
«Растения – лекари» |
2 |
«На пригорке вырос мухомор, а у нас с тобою уговор: пусть
растет он, пусть стоит - лишь для нас он ядовит!» |
Дать представление детям о том, что многие ядовитые
растения животные используют, как лекарство; воспитывать интерес к природе,
учить бережному к ней отношению |
Беседа
«Жалобная книга природы»; чтение и обсуждение рассказа К.Ушинского
«Птицы», игра «А если бы…» |
3 |
«Разве дереву не больно?» |
Вспомнить названия деревьев, их особенности; дать
представление о том, что дерево живое, оно нуждается в тепле, воде |
Беседа
«Берегите добрый лес – он источник всех чудес», игровое упражнение «Детки на
ветке»; ремонт книг |
4 |
Дать детям представление об исчезающих видах растений и
животных и влиянии на это положение человека |
Просмотр
учебного фильма |
|
Май 1 |
«Майский сад» |
Развивать умение сравнивать разные периоды весны;
воспитывать радостное , бережное, заботливое отношение детей к пробуждению
природы |
Экскурсия
к цветущим плодовым деревьям; игра «Когда это бывает?» |
2 |
«Все мы знаем, что цветы для добра и красоты» |
Воспитывать
чувство эмоциональной отзывчивости; познакомить с новыми цветами, учить
сравнивать их по окраске, форме, запаху, количеству, размеру |
Упражнение
«О чем говорят цветы», загадки о цветах, рисование мелками на асфальте «Волшебные
цветы» |
3 |
«Я цветочек вышила –жужу-жу услышала» |
Расширить
знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных
проявлениях насекомых; учить устанавливать простейшие причинноследственные
связи. |
Развлечение
«На весеннем лугу» |
4 |
Мониторинг |
Выявить уровень экологической грамотности детей |
Экологическая
игра «Времена
года» |
Перспективный
план работы Подготовительная группа |
Дата |
Тема |
Задачи |
Содержание |
Сентябрь 1 |
Мониторинг |
Выявить уровень экологической грамотности детей |
КВН
«Эколята – дошколята» |
2 |
«Планета Земля – наш общий дом» |
Дать представление о солнечной системе, рассказать об
уникальности Земли; Земля – это дом для всех людей, который нужно любить, не
разрушать, содержать в чистоте |
Игра
– моделирование «Солнечная система» |
3 |
«Солнце – источник тепла и света» |
Дать представление детям о том, что Солнце является
источником света и тепла; развивать умение мыслить, рассуждать; воспитывать
бережное отношение к природе |
Рассказ
воспитателя о Солнце; опыты с камешками и водой |
4 |
«Воздушный океан» |
Уточнить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об
основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от
загрязнения |
Опыты
«Свойства воздуха»; беседа «Кто загрязняет воздух и как его очистить» |
Октябрь 1 |
«Золотая
осень» |
Провести наблюдение за осенней природой; воспитывать
наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её |
Экскурсия
в ближайший парк |
2 |
«Подарки осени» |
Закреплять
знания о явлениях осенней природы; обратить внимание на красоту этого времени
года; воспитывать экологическую культуру |
Развлечение
«В гостях у друзей и защитников природы» |
3 |
«Природа – чудесница» |
Помочь
детям почувствовать красоту и многообразие природы; развивать творческое воображение,
фантазию |
Изготовление
поделок из природных материалов, оформление выставки |
4 |
«Грибными дорожками» |
Закреплять знания детей о грибах; учить различать съедобные
и несъедобные грибы; воспитывать экологическую культуру поведения в лесу |
Инсценировка |
Ноябрь 1 |
«Жизнь зверей осенью» |
Развивать у детей интерес к
объектам природы, расширять кругозор и представление об изменениях в жизни
зверей осенью |
Настольный
театр |
2 |
«Перелетные птицы» |
Формирование
причинно – следственных связей и |
Беседа
о перелетных птицах, |
|
|
закономерностей в природных явлениях, расширение
представлений о перелетных птицах |
разгадывание
кроссвордов |
3 |
«Что мы сажаем, сажая леса?» |
Выявить и обогатить представление детей о значении леса в
жизни человека; объяснить причины исчезновения лесов, обратить внимание на
экологически неграмотное поведение в лесу |
Игра
«Хорошо – плохо»; беседа «Лес в жизни человека» |
4 |
«Природная стихия – огонь» |
Углубить
представление детей о роли огня в жизни человека; дать представление о вреде
пожаров для природы |
Игра
«Огонь друг – огонь враг»; беседа «Пожар – стихийное бедствие»; аппликация
«Костер» |
Декабрь 1 |
«Полет
на луну» |
Расширять знания о луне, представление о космических телах;
расширять творческое воображение |
Дид. игра «Найди сходства
и отличия»; рассказ воспитателя о
луне
|
2 |
«Корабль пустыни» |
Расширять знания детей о животном и растительном мире
пустыни; воспитывать экологическую культуру |
Беседа
о пустыне, просмотр видеоролика; отгадывание загадок |
3 |
«Зимнее путешествие» |
Развивать у детей наблюдательность, чувство сопереживания и
причастности к судьбам птиц зимой. |
Экскурсия
в зимний парк |
4 |
«Жизнь птиц зимой» |
Обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах;
воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе |
Игра
– инсценировка, отгадывание загадок; оригами «Птица» |
Январь 1 |
«Ледяная зона» |
Познакомить с природными условиями Арктики и Антарктиды, их
обитателями, перечислить их приспособительские особенности к природной среде;
способствовать развитию интереса к познанию окружающего
мира
|
Работа
с глобусом, просмотр
видеоролика, оригами «Пингвин» |
2 |
«Эколята в подземном царстве» |
Дать первоначальное представление о почве как компоненте
природы, о круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений;
способствовать воспитанию заботливого отношения к |
Экспериментальная
работа с почвой, игра «Живая и мертвая вода» |
|
|
окружающему миру и развитию любознательности. |
|
Февраль 1 |
«Эколята в гостях у морского царя» |
Познакомить детей с морскими обитателями, их образом жизни,
показать многообразие и красоту окружающего мира |
Игра
– путешествие в подводный мир |
2 |
«Эколята на берегу пруда» |
Познакомить
детей с обитателями пресноводных водоемов Смоленщины; воспитывать чувство
гордости за родную природу, учить бережному отношению к ней. |
Беседа
об обитателях пресноводных водоемов, коллективная
работа «В
пруду» |
3 |
«Родной край» |
Выявить знания детей о животном мире родного края,
познакомить с заповедниками Смоленщины |
Работа с картой,
рассматривание альбомов «Животный
мир», беседа «Это – Родина твоя!», оформление альбома «Красная книга
Смоленщины» |
Март 1 |
«То березка, то рябинка» |
Познакомить детей с
растительным миром Смоленщины, дать
представление о растениях, занесенных в красную книгу. |
Дид. игра «Куда мы
попали?, упражнение «Выбери
лекарственное растение», оформление альбома «Красная
книга Смоленщины» |
2 |
«Пришла весна –отворяй ворота!» |
Закрепить представления детей об изменениях в природе с
приходом весны, учить видеть красоту, неповторимость и хрупкость природы |
Рисование
«Весна – красна» |
3 |
«На
моем окошке настоящий сад!» |
Дать детям представление о правилах посадки семян цветов,
рассказать о растениях, которые дети сажают; развивать умение трудиться |
Посадка
семян цветов для оформления участка |
4 |
«Взаимосвязи в природе» |
Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в
природе, научить составлять пищевые цепочки, обосновывать их; способствовать
воспитанию интереса к миру природы. |
Чтение
сказки «Старик и сова», обсуждение прочитанного, составление пищевых цепочек |
Апрель 1 |
«Весна – красна» |
Закрепить полученные
представления детей о природе родного края, весенних |
Экскурсия
в ближайший парк, |
|
|
изменениях; учить заботиться о птицах |
установка
скворечников |
2 |
«К первоцветам
в гости» |
Закрепить представление о первоцветах, научить определять
их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми. |
Экскурсия
по территории детского сада, установка табличек возле первоцветов |
3 |
«Хлеб да каша – пища наша» |
Дать детям представление о весенних полевых работах, формировать
реалистические представления о природе; формировать представление об
экологически чистых продуктах |
Игра
– развлечение «Горшочек
каши» |
4 |
«День добрых дел» |
Дать детям практические навыки ухода за растениями;
воспитывать бережное отношение к природе |
Уход
за растениями на участке: подвязывание
веток, рыхление почвы, установка табличек. |
Май 1 |
«День добрых дел» |
Научить детей высаживать растения и правильно за ними
ухаживать |
Высадка
рассады цветов на участке; составление «живой дорожки»: зерно, росток, лист,
цветок, зерно |
2 |
«Через добрые дела можно стать юным экологом» |
Закрепить
понятие «юный эколог»; на литературных примерах разобраться в добрых и плохих
поступках по отношению к природе; учить анализировать свое поведение в
природе |
Работа
по сказкам, викторина «Друзья природы» |
3 |
«День добрых дел» |
Учить наводить
и соблюдать порядок на объектах природы |
Уборка
на групповом участке и на аллее эколят |
4 |
Мониторинг |
Выявление уровня экологической грамотности детей |
Экологическая игра «Эколята
– дошколята» |
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.03.2023
Дата обновления: 25.03.2023
Дата публикации: 16.09.2022