Рабочая программа "Эколята - дошколята" 5-6 лет

16.09.2022

ПЛАН ПРОГРА по экологическому воспитанию Срок реализации 2 года

 5-6 лет (старшая группа),              Воспитатель: Соколова З.Ю.

.

Пояснительная записка

               «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.                                                                                                                                        

        В. Сухомлинский.   

               Программа «Экологический патруль» имеет экологическую направленность, которая определена особой  актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

              Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

            Занимаясь в кружке по данной программе, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

           Содержание кружка основано на проекте «Эколята -

дошколята»,  который  предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

            Цель  - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Основные задачи:

1.             Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного общения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития  экологического сознания и экологической культуры личности.

2.             Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению. 3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Методы и приемы обучения:

-  наглядные (презентации, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, дидактические игры, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций картин, показ сказок, просмотр фильмов о природе);

-  словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснения);

-  практические ( самостоятельная продуктивная деятельность детей,

экспериментирование, проектная деятельность, сбор и оформление коллекции семян, плодов, гербария растений).

 Формы проведения совместной деятельности с детьми:

 игра-путешествие, исследования, сюжетно-ролевая игра, творческая мастерская, оформительская работа, опыты.

Формы работы с семьёй:

беседы, консультации,  анкетирование, выставки, конкурсы, праздничные мероприятия, презентации, наглядная агитация.

Формы диагностики уровня освоения программы:

-  проведение диагностики в начале и конце года. Форма подведения итогов реализации программы:

участие в экологических проектах, тематических выставках.

Педагогические условия для реализации программы:

комплексный подход к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребенка; внедрение новых форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребенка культуры природолюбия; внедрение в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, решению экологических проблем.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на детей 4-7 лет, продолжительность обучающей программы 3 года. Занятия кружка проходят четыре раза в месяц.

Продолжительность занятий кружка:

первый год обучения: дети 5-6 лет – от 20 до 25 мин. второй год обучения: дети 6-7 лет – 25 мин.

Форма проведения занятий кружка: групповая.

Время проведения: вторая половина дня.

Прогнозируемые результаты:

-  формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия; - повышение общей культуры ребенка;

-  формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей среде;

-  развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

-  расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы Старшая группа  

Дата

Тема

Задачи

Содержание

Сентябрь 1

Мониторинг

Выявить уровень экологической грамотности детей

Экологическая игра

2

«Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары»

Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям; формировать знания о деятельности по защите природы

Принятие законов охраны природы; чтение и обсуждение рассказа

В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

3

«Хлеб на стол пришел»

Воспитывать бережное отношение к хлебу; уважение к человеческому труду; познакомить с процессом выращивания хлеба

Чтение р/н сказки «Колосок»; беседа по картине Шишкина и Куприянова «Рожь»,

«Уборка»

4

«Будет хлеббудет и песня»

Познакомить детей с профессией

пекаря; учить различать хлебобулочные изделия

Дид. игра «Узнай на вкус»; лепка из соленого теста

Октябрь 1

«Я гербарий собираю – листья, веточки, плоды»

Познакомить с понятием коллекция, учить тому, что материал для коллекции нужно собирать, а не срывать; воспитывать умение видеть красоту осенней природы

Беседа «Мы – коллекционеры», составление правил коллекционеров; выкладывание узора из осенних листьев

2

Прохождение экологической тропы

«Путешествие в

Осень»

Расширять представления детей об осенних изменениях в природе; показать объекты экологической тропы в осенний период

Экскурсия по территории д/сада с посещением цветника, огорода, хвойных и лиственных деревьев

3

«Путешествие растений»

Способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растениям

Рассказ о размножении растений, отгадывание загадок

4

«Незнайка пришел в гости»

Расширение представлений детей об овощах и фруктах; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи

Дид. игра «Что где растет?», «Узнай по вкусу», «Узнай по описанию»

Ноябрь 1

«Дом под крышей голубой»

Объяснить детям взаимосвязь человека и природы; формировать представление о том, какие

Чтение и обсуждении стих.

В.Орлова «Дом под крышей голубой»;

 

 

 

действия человека вредят природе и её обитателям

чтение рассказа «Бездомные белки», дид игра «Найди, где чей дом»

2

«Вода – это жизнь!»

Дать представление о значении воды для всего живого, её ценность, показать способы очистки воды

Чтение и обсуждение рассказов «У реки»,

«У озера»; эксперимент по очистке воды

3

«Водоемы родного края»

Совершенствовать знания о родном крае; развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе

Работа с картой области; беседа «Где мы берем воду»

4

«Гость из водоема»

Развивать представление детей об обитателях водоемов

Рисование обитателей водоема

Декабрь 1

«Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе , как другу, доверять бы мог»

Объяснять детям, как правильно вести себя с животными; воспитывать заботливое отношение к животным

Беседа «Мы хотим защитить»; правила настоящего хозяина кошки; оформление фотовыставки «Домашние любимцы»

2

«Как звери в лесу зимуют»

Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; воспитывать чувство доброты , сопереживания ко всему живому

Кукольный театр

3

«Кормите их, согрейте их! Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу!»

Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; учить распознавать птиц; воспитывать сочувствие к « братьям нашим меньшим»

Упражнение «Какая для кого зима?», заучивание стих. «Синички»; изготовление кормушек для птиц

4

Прохождение экологической тропы

«Путешествие в зиму»

Расширять представление детей о зимних изменениях в природе; показать объекты экологической тропы в зимний период

Экскурсия по территории д/сада с посещением хвойных и лиственных деревьев, цветника, птичьих кормушек

Январь 1

«Снег и его свойства»

Уточнить и расширить представление детей о снеге; вызвать радость от открытий, полученных из опытов, учить анализировать и делать выводы

Беседа «Что такое снег?»; опытная работа по изучению мест большего загрязнения снега

2

«Пришла зима

– снег и

Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы

Рисование «Снег из ваты»; игры в снежки без снега

 

 

радость принесла»

 

 

Февраль 1

«Люблю я в комнате цветы, как, может, любишь их и ты»

Обобщить знания детей об уходе за комнатными растениями, дать представление о сигнальных признаках болезни растений

Беседа о правилах ухода за растениями; пальчиковая игра

«Цветок»

2

Посадка лука

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, развивать наблюдательность – умение замечать изменение в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся

Обсуждение условий выращивания лука, изучение строения луковицы; постановка опыта

3

Посев семян перца для выращивания рассады

Дать представление детям о том, из чего можно вырастить растение, учить выращивать рассаду из семян

Отгадывание загадок; рассказ о полезных качествах перца; показ приемов посева семян; практическая работа

Март 1

«Зовем Весну – красну!»   

Дать представление о народных традициях встречи весны; познакомить детей с образом весны, переданным в различных произведениях искусства; учить детей любоваться красотой природы

Развлечение «Зовем Весну – красну!»

2

Прохождение экологической тропы

«Путешествие в весну»

Расширять представление детей о весенних изменениях в природе; показать объекты экологической тропы в весенний период

Экскурсия по территории д/сада с посещением цветника, хвойных и лиственных деревьев, проталинок

3

«Жаворонки, прилетите! Лето в клюве принесите!»

Уточнить представление детей о перелетных птицах, трудностях с которыми они встречаются на пути домой; учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе

Беседа «Встречайте птиц», слушание птичьих голосов; игра «Хорошо – плохо», упражнение

«Две птицы»

4

«На проталинке»

Дать представление об изменениях климатических условий на планете и их влиянии на все живое

Чтение отрывков из сказки «Двенадцать месяцев»; плоскостная лепка «Подснежники»

 

Апрель 1

«Растения- лекари»

Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы

 Рассказ о лекарственных растениях,    игра «Узнай и назови», оформление альбома «Растения – лекари»

2

«На пригорке вырос мухомор, а у нас с тобою уговор: пусть растет он, пусть стоит - лишь для нас он ядовит!»

Дать представление детям о том, что многие ядовитые растения животные используют, как лекарство; воспитывать интерес к природе, учить бережному к ней отношению

Беседа «Жалобная книга природы»; чтение и обсуждение рассказа

К.Ушинского «Птицы», игра «А если бы…»

3

«Разве дереву не больно?»

Вспомнить названия деревьев, их особенности; дать представление о том, что дерево живое, оно нуждается в тепле, воде

Беседа «Берегите добрый лес – он источник всех чудес», игровое упражнение «Детки на ветке»; ремонт книг

4

Красная книга природы Хочу такой сайт

Дать детям представление об исчезающих видах растений и животных и влиянии на это положение человека

Просмотр учебного фильма

Май 1

«Майский сад»

Развивать умение сравнивать разные периоды весны; воспитывать радостное , бережное, заботливое отношение детей к пробуждению природы

Экскурсия к цветущим плодовым деревьям; игра «Когда это бывает?»

2

«Все мы знаем, что цветы для добра и красоты»

Воспитывать чувство эмоциональной отзывчивости; познакомить с новыми цветами, учить сравнивать их по окраске, форме, запаху, количеству, размеру

Упражнение «О чем говорят цветы», загадки о цветах, рисование мелками на асфальте

«Волшебные цветы»

3

«Я цветочек вышила –жужу-жу услышала»

Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить устанавливать простейшие причинноследственные связи.

Развлечение «На весеннем лугу»

4

Мониторинг

Выявить уровень экологической грамотности детей

Экологическая игра

«Времена года»

Перспективный план работы Подготовительная группа

 

Дата

Тема

Задачи

Содержание

Сентябрь 1

Мониторинг

Выявить уровень экологической грамотности детей

КВН «Эколята – дошколята»

2

«Планета Земля – наш общий дом»

Дать представление о солнечной системе, рассказать об уникальности Земли; Земля – это дом для всех людей, который нужно любить, не разрушать, содержать в чистоте

Игра – моделирование «Солнечная система»

3

«Солнце – источник тепла и света»

Дать представление детям о том, что Солнце является источником света и тепла; развивать умение мыслить, рассуждать; воспитывать бережное отношение к природе

Рассказ воспитателя о Солнце; опыты с камешками и водой

4

«Воздушный океан»

Уточнить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения

Опыты «Свойства воздуха»; беседа «Кто загрязняет воздух и как его очистить»

Октябрь 1

«Золотая осень»

Провести наблюдение за осенней природой; воспитывать наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о

ней и беречь её

Экскурсия в ближайший парк

2

«Подарки осени»

Закреплять знания о явлениях осенней природы; обратить внимание на красоту этого времени года; воспитывать экологическую культуру

Развлечение «В гостях у друзей и защитников природы»

3

«Природа – чудесница»

Помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы; развивать творческое воображение, фантазию

Изготовление поделок из природных материалов, оформление выставки

4

«Грибными дорожками»

Закреплять знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы; воспитывать экологическую культуру поведения в лесу

Инсценировка

Ноябрь 1

«Жизнь зверей осенью»

Развивать у детей интерес к объектам природы, расширять кругозор и представление об изменениях в жизни зверей осенью

Настольный театр

2

«Перелетные птицы»

Формирование причинно – следственных связей и

Беседа о перелетных птицах,

 

 

 

закономерностей в природных явлениях, расширение представлений о перелетных птицах

разгадывание кроссвордов

3

«Что мы сажаем, сажая леса?»

Выявить и обогатить представление детей о значении леса в жизни человека; объяснить причины исчезновения лесов, обратить внимание на экологически неграмотное поведение в лесу

Игра «Хорошо – плохо»; беседа «Лес в жизни человека»

4

«Природная стихия – огонь»

Углубить представление детей о роли огня в жизни человека; дать представление о вреде пожаров для природы

Игра «Огонь друг – огонь враг»; беседа «Пожар – стихийное бедствие»; аппликация «Костер»

Декабрь 1

«Полет на луну»

Расширять знания о луне, представление о космических телах; расширять творческое воображение

Дид. игра «Найди сходства и отличия»; рассказ воспитателя

о луне

2

«Корабль пустыни»

Расширять знания детей о животном и растительном мире пустыни; воспитывать экологическую культуру

Беседа о пустыне, просмотр видеоролика; отгадывание загадок

3

«Зимнее путешествие»

Развивать у детей наблюдательность, чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой.

Экскурсия в зимний парк

4

«Жизнь птиц зимой»

Обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах; воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе

Игра – инсценировка, отгадывание загадок; оригами «Птица»

Январь 1

«Ледяная зона»

Познакомить с природными условиями Арктики и

Антарктиды, их обитателями, перечислить их приспособительские особенности к природной среде;

способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира

Работа с глобусом,

просмотр видеоролика, оригами «Пингвин»

2

«Эколята в подземном царстве»

Дать первоначальное представление о почве как компоненте природы, о круговороте веществ, о взаимосвязи почвы и растений; способствовать воспитанию заботливого отношения к

Экспериментальная работа с почвой, игра «Живая и мертвая вода»

 

 

 

окружающему миру и развитию любознательности.

 

Февраль 1

«Эколята в гостях у морского царя»

Познакомить детей с морскими обитателями, их образом жизни, показать многообразие и красоту окружающего мира

Игра – путешествие в подводный мир

2

«Эколята на берегу пруда»

Познакомить детей с обитателями пресноводных водоемов Смоленщины; воспитывать чувство гордости за родную природу, учить бережному отношению к ней.

Беседа об обитателях пресноводных водоемов,

коллективная работа

«В пруду»

3

«Родной край»

Выявить знания детей о животном мире родного края, познакомить с заповедниками Смоленщины

Работа с картой, рассматривание альбомов

«Животный мир», беседа «Это – Родина твоя!», оформление альбома «Красная книга Смоленщины»

Март 1

«То березка, то рябинка»

Познакомить детей с растительным миром

Смоленщины, дать представление о растениях, занесенных в красную книгу.

Дид. игра «Куда мы попали?, упражнение

«Выбери лекарственное растение»,

оформление альбома

«Красная книга

Смоленщины»

2

«Пришла весна –отворяй ворота!»

Закрепить представления детей об изменениях в природе с приходом весны, учить видеть красоту, неповторимость и хрупкость природы

Рисование «Весна – красна»

3

«На моем окошке настоящий сад!»

Дать детям представление о правилах посадки семян цветов, рассказать о растениях, которые дети сажают; развивать умение трудиться

Посадка семян цветов для оформления участка

4

«Взаимосвязи в природе»

Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, научить составлять пищевые цепочки, обосновывать их; способствовать воспитанию интереса к миру природы.

Чтение сказки «Старик и сова», обсуждение прочитанного, составление пищевых цепочек

Апрель 1

«Весна – красна»

Закрепить полученные представления детей о природе родного края, весенних

Экскурсия в ближайший парк,

 

 

изменениях; учить заботиться о птицах

установка скворечников

2

«К первоцветам в гости»

Закрепить представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми.

Экскурсия по территории детского сада, установка табличек возле первоцветов

3

«Хлеб да каша

– пища наша»

Дать детям представление о весенних полевых работах, формировать реалистические представления о природе; формировать представление об экологически чистых продуктах

Игра – развлечение

«Горшочек каши»

4

«День добрых дел»

Дать детям практические навыки ухода за растениями; воспитывать бережное отношение к природе

Уход за растениями на участке:

подвязывание веток, рыхление почвы, установка табличек.

Май 1

«День добрых дел»

Научить детей высаживать растения и правильно за ними ухаживать

Высадка рассады цветов на участке; составление «живой дорожки»: зерно, росток, лист, цветок, зерно

2

«Через добрые дела можно стать юным экологом»

Закрепить понятие «юный эколог»; на литературных примерах разобраться в добрых и плохих поступках по отношению к природе; учить анализировать свое поведение в природе

Работа по сказкам, викторина «Друзья природы»

3

«День добрых дел»

Учить наводить и соблюдать порядок на объектах природы

Уборка на групповом участке и на аллее эколят

4

Мониторинг

Выявление уровня экологической грамотности детей

Экологическая игра

«Эколята – дошколята»

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.03.2023

Дата обновления: 25.03.2023

Дата публикации: 16.09.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».