29.04.2024
Формирование у детей грамматически правильной,
лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей
системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить
ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе
серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Профессор Р.Е. Левина в рамках
психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделила группу детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН). К ним относятся дети с
нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная
сторона речи и особый — фонематический
слух.
Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?
Фонематический слух- это тонкий, систематизированный
слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Он, являясь частью
физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых
звуков с их эталонами.
Понятие «фонематический слух» следует отличать от
понятия «фонематическое восприятие».
Нормально развивающийся ребенок слышит звуки
окружающего мира, видит артикуляционные движения взрослых и пытается им подражать. При этом
ребенок сталкивается с различными звучаниями фонем родного языка: одни и те же звуки
по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами. Но эти
звуковые оттенки не служат для различения звуковых оболочек языковых единиц.
Установлено, что уже на ранних этапах развития речи
ребенок улавливает некоторые дифференциальные признаки фонем. Трехлетний малыш,
не произнося еще правильно звуки родного языка, но он способен определить,
правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря
наличию фонематического слуха и фонематического восприятия.
Фонематическое восприятие — это способность различать
фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове? Сколько в
слове звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в
середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти
вопросы.
Работа над формированием
фонематического восприятия предполагает следующую последовательность:
·
На первом этапе
обучения звуковому анализу используются гласные звуки а,у,и. Дети определяют
первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков
(например, ау - 1ый а; 2ой - у).
·
Далее осуществляется
анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из
конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и
ударных гласных из положения после согласных (дом, там).
·
Далее дети овладевают
анализом и синтезом прямого слога типа са. Дети учатся делить слово на слоги и
составляют схемы.
·
Затем дети овладевают
полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (мак) и двусложных
(коза) слов и составляют соответствующие схемы.
·
Дальнейшее усложнение
материала предусматривает анализ слов со стечением согласных (стол),
трёхсложных (канава). Усваиваются термины: слог, согласные звуки, глухие,
твёрдые, мягкие звуки.
· Параллельно дети знакомятся с
буквами, которые затем сливаются в слоги. Важно, чтобы с самых первых
упражнений в чтении нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам.
Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали прочитанные слова и предложения.
Примеры
практических заданий и игр на развитие фонематического слуха, восприятия,
слухового внимания и памяти.
«Услышишь — хлопни».
Цели: развивать слуховое
внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры. Взрослый произносит ряд
звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук,
хлопает в ладоши.
«Кто больше?»
Цели: развивать
фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова,
начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).
Цели: развивать
фонематические представления, внимание.
Ход игры. Взрослый произносит
слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
«Нужное слово».
Цели: развивать
фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.
Ход игры. По заданию взрослого
дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Зоркий глаз»
Цели: развивать
фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
Ход игры. Детям предлагается
найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук,
определить его место в слове.
«Чудесный художник»
Цели: развивать
фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
Ход игры. Нарисовать картинки на
указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из
уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему
слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место
изучаемого звука.
«Запоминайка».
Цели: развивать слуховое
внимание, память.
Ход игры. Взрослый проговаривает
ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов,
далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.),
например:
сад—сани
сок—шок
сумка—суп—сапоги
шапка—сын—шуба
При подборе соответствующего речевого
материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации
звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.
«Бусы»
Цели: развивать
фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.
Ход игры. После слов ведущего:
- Рассыпались бусы... Мы их соберем,
Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят
слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например:
на звук [Р] —
радуга—ракета—каравай—пар—рука — ... на звуки [Р]—[Л] —
рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло — ...
«Повтори и прибавь»
Цели: развивать слуховое
внимание, память.
Ход игры. Первый играющий
произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник
увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после
того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на
звук [Ж] —
жук
жук, жаба
жук, жаба, ужи
жук, жаба, ужи, ежи и т. д.
«Сложи звуки».
Цели: развивать
фонематический синтез, слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый произносит ряд
звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П],
[А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.
«Скажи наоборот».
Цели: развивать
фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез,
слуховое внимание и память.
Ход игры. Взрослый проговаривает
два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
1 вариант — с гласными
звуками
А, У — У, А И, О —...(О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы,И—... (И,Ы, Э)
2 вариант — с твердыми
согласными звуками
ПА — АП |
АП — ПА |
ПО — (ОП) |
ОП— (ПО) |
ПУ — (УП) |
ЫП — (ПЫ) |
ПЭ— (ЭП) |
УП— (ПУ) |
ПЫ — (ЫП) |
ЭП — (ПЭ) |
3 вариант — с твердыми и
мягкими согласными звуками
ПЯ — ПА |
|
ПУ — ... (ПЮ) |
ПИ — ... (ПЫ) |
ПЭ—...(ПЕ) |
ПЮ—...(ПУ) |
ПО—...(ПЁ) |
ПВ— ...(ПО) |
ПЫ — ... (ПИ) |
ПЕ — ... (ПЭ) |
Звуковая
зарядка
Цели: развивать слуховое
внимание, координацию движений; упражнять в дифференциации гласных звуков.
Ход игры.
Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит
звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.
Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит
звук, а дети выполняют движения по памяти.
Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий)
произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети —
соответствующее.
Звук А — руки поднять в
стороны на уровень плеч.
Звук У — руки вытянуть
вперед.
Звук О —руки поставить на
пояс.
Звук И —руки поднять
вверх.
Звук Э — опущенные руки
отвести немного в стороны.
Звук Ы — отвести руки
назад (или за спину).
УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ЗВУКИ
Нас окружает мир, полный разных
удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим — это звуки. А
много ли звуков мы можем различить?
Давайте посидим минуточку очень тихо: кто
какие звуки услышит?
УГАДАЙ ПО ЗВУКУ
Сядь ко мне спиной и не поворачивайся.
Угадай, чем я буду создавать звуки и шумы. (Можно бросать на пол разные
предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; можно руками
бумагу мять, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки,
ударять предметом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, резать и
т. д.)
ПОСИДИМ В ТИШИНЕ
Собери предметы, которые при
соприкосновении друг с другом звенят: ложки, тарелки, металлические крышки.
Положи их один на другой, затем переложи 2-3 раза, стараясь произвести как
можно меньше шума.
РАЗВЕДЧИК
Перенеси из одного угла комнаты в другой
все звонкие предметы очень тихо. Даже пол или обувь не должны скрипеть.
ЧТО ЗА МАШИНА?
Угадай, что за машина проехала по улице:
легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?
УСЛЫШЬ ШЕПОТ
Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом
давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?
ИГРА В КОМАНДЕ
Сядьте в круг. Я буду обычным голосом
давать команду сделать какое-нибудь движение, а затем шепотом произносить имя
того, кто должен его выполнять. Будьте очень внимательны.
МОРЗЯНКА
Слушай внимательно ритм, который я тебе
простучу. Повтори. (С каждым разом предлагается все более трудный ритмический
рисунок).
УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК
Я попробую звуками изобразить какой-то
предмет: паровоз, машину, самолет, свистящий чайник, собаку, кошку, курочку и
т. п. А ты угадывай. Если угадаешь — тебе водить.
УГАДАЙ, КТО ГОВОРИТ
Угадай, кто это произносит:
- Московское время 5 часов 10 минут.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.05.2024
Дата обновления: 16.05.2024
Дата публикации: 29.04.2024