Роль книги в речевом развитии дошкольника

04.04.2023

Задача логопеда в дошкольном учреждении – выпустить ребенка в школу с чистой речью. Устная речь предшествует письменной, а значит правильная устная речь залог правильного письма школьника. Еще десятилетия назад в логопедические группы сада зачислялись дети с нарушением звукопроизношения, у таких детей нарушено несколько звуков или несколько групп звуков. Если проблема не устраняется к 1у классу, то ошибки в речи ребенка сохраняются  на письме. Сейчас такие дети составляют меньшую часть логопедических групп, уступая место детям с нарушением звукопроизношения и нарушением лексико-грамматического строя. У таких детей к перечисленным нарушениям добавляется не умение строить фразы и предложения: они не могут изменить форму слова, согласовывать существительные с прилагательными, существительные с глаголами и т.д. Без коррекционного образовательного процесса такой ребенок будет испытывать трудности на письме. Ведь большинство орфограмм русского языка проверяются изменением формы слова или подбором однокоренного слова.

Для ребенка, речь взрослого - образец для подражания. И задача родителей  - создать такую среду, в которой речь будет богатой. Тут на помощь придут книги. Читайте детям вслух, обсуждайте прочитанное. Чтение художественных произведений это профилактика речевых нарушений.

Чтение влияет на развитие таких высших психических функций, как память, внимание, мышление, восприятие, воображение. У ребенка активизируется и расширяется словарный запас, формируется грамматический строй речи, развивается связная речь, слуховое восприятие. Все родители задумываются над вопросом, что именно читать ребёнку и в каком возрасте.

Книги для детей от 0 до трех лет должны быть очень короткими, их задача - описывать только одно событие и содержать много повторов и рифм. А маме нужно читать эти тексты эмоционально, с изменением выражения и тональности голоса. Дети в возрасте до двух-трех лет обожают так называемые малые фольклорные формы: потешки, песенки, прибаутки, которые обычно сопровождаются соответствующими движениями. Например: «Маленькие ножки шли по дорожке, большие ножки бежали по дорожке». Когда малыш уже будет хорошо помнить сказку или стихотворение, поощряйте его к самостоятельному рассказу или сопровождению знакомого текста какими-то действиями. Например, он может стучать кулачком о стол при словах «Баба била-била — не разбила!». Важно, чтобы книга хорошо заканчивалась: хороший конец дарит ребенку ощущение надежности мира, а плохой способствует возникновению разных страхов.

Книги для ребенка 3-4 лет - это книги о других детях, различных животных, явлениях природы, правилах жизни, всяческих бытовых или игровых ситуациях. Ребенок в этом возрасте очень эмоционален. Он ярко переживает все перипетии и события из книжки, с неослабевающим волнением и вниманием следит за развитием сюжета. Список книг для чтения в 3-4 года должен содержать произведения, которые расширяют кругозор ребенка, помогают выходить за рамки окружающей его среды, открывать и познавать мир.

Книги для детей 4-5 лет уже достаточно сложны по сюжету. Ребенок уже способен прогнозировать, домысливать содержание читаемой книги, комментировать прочитанное, давать оценку описываемым событиям, выбирать книгу для чтения самостоятельно, обосновывая свои литературные предпочтения.Хочу такой сайт

Дети в возрасте 5-6 лет уже готовы к большим книгам, к процессу чтения с продолжением. Они активно реагируют на содержание произведения, сочувствуют литературным героям. Охотно вступают в диалог о прочитанном, отвечая на вопросы, пересказывая услышанное из книги, увлеченно иллюстрируя понравившийся сюжет. Дети пятилетнего возраста с огромным удовольствием слушают и обсуждают произведения разных жанров на темы нравственности, жизни своих сверстников, окружающей природы и героических событий, описанных в книгах. Они начинают проявлять большой интерес к научно-познавательной и исследовательской литературе.

Дети 6-го года жизни с удовольствием слушают и обсуждают книги разных жанров на нравственные темы. Их интересуют произведения о природе, животных, своих сверстниках. Однако они по-прежнему любят сказки, готовы к чтению текстов, построенных на игре слов и различных нелепицах. А главное, многие в 6 лет сами начинают читать свои первые книжки. В этом возрасте знакомство с веселыми приключениями героев книг способствует развитию чувства юмора, а также готовит ребенка 7 лет к школе.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.04.2023

Дата обновления: 14.04.2023

Дата публикации: 04.04.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».