Положение о психологической службе

т
МУ «Комитет по образованию Администрации г.Улан - Удэ»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №64 «Колокольчик» комбинированного вида города Улан-Удэ
670045, г.Улан-Удэ, ул.Ключевская, 18
телефон: 8(3012) 43-73-41

Принято
на педагогическом совете
МАДОУ детский сад № 64
«Колокольчик»
Протокол №1
От «/О» _С £ _______ 2020 г.

Утверждаю

ОХолощние
о психолого-педагогический слуифе
МЯЯМУУ№ 64 «%олок$лъчик>>

№

g

I

..
f

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ
от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с изменениями от 8 декабря 2020
года, ФГОС дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России
№1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Положением о службе
практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации,
утвержденного Приказом Минобразования РФ № 636 от 22.10.1999г, Федеральными
Законами, приказами и распоряжениями органов Управления образования, касающимися
организации психологического сопровождения в детском саду, Конвенцией ООН о правах
ребенка, Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1-2. Настоящее Положение определяет цель, задачи, направления деятельности и
организационную структуру службы, устанавливает права и обязанности, порядок
управления и взаимодействия всех членов психолого-педагогической службы и направлено
на утверждение статуса данной службы в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Под психолого-педагогической службой ДОУ понимают организационную структуру,
определяющую совместную деятельность педагога-психолога и специалистов дошкольного
образовательного учреждения, ориентированную на психологическое обеспечение
воспитательно-образоватедьной деятельности.
1.4. Правовой и организационно-методической основой формирования психологопедагогической службы в ДОУ выступают:
• Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования
Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования России от
22.10.1999г. №636;
• Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской
Федерации на период до 2025 года (утв. Минобразования России 19 декабря 2017
года);
• письмо Минобразования России № 29/1886-6 от 24.12.2001г «Об использовании
рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;
• письмо Минобразования России № 27/901-6 от 27 марта 2000г «О психолого- медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения»;
• правовая база дошкольного образовательного учреждения;
• настоящее Положение.
1.5. Психолого-педагогическая служба в ДОУ руководствуется в своей деятельности
Конституцией Российской Федерации, Законами, Постановлениями и решениями
Правительства. РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам
образования и психолого-педагогического сопровождения в дошкольных образовательных
учреждениях.
1.6. Деятельность психолого-педагогической службы представляет собой сопровождение
ребенка, его психологических нужд в период его нахождения в дошкольном
образовательном учреждении.
1.7. Под сопровождением понимается «Система профессиональной деятельности педагогапсихолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, направленная на
создание социально-психологических условий для успешного развития в ситуациях
дошкольного взаимодействия».
1.8. Объектом психолого-педагогической службы дошкольного образовательного
учреждения является процесс воспитания в соответствии с психологическими
особенностями развития ребенка, предметом - социально-психологические условия
успешного воспитания и развития.

................................

и

------

щ

— ..-.....

2. Цели и задачи психолого-педагогической службы
2.1. Цели: .
• содействие в преобразовании единого непрерывного образовательного пространства
в соответствии с ориентацией на социализирующие эффекты образования
дошкольников и подготовке педагогического коллектива ДОУ к освоению
психолого-педагогических основ социализации ребенка;
• помощь
администрации
и
педагогическому
коллективу
дошкольного
образовательного учреждения в создании социальной ситуации развития личностно­
ориентированного
и
воспитательно-образовательного
пространства,
обеспечивающего психологические условия для раскрытия и развития
индивидуальности воспитанников, межличностного и группового взаимодействия
всех субъектов образовательных отношений - детей, родителей (законных
представителей), педагогов и специалистов;
• содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех
возрастных ступенях дошкольного детства на основе комплексного использования
психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, обеспечивающих
реализацию индивидуального потенциала ребенка в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи;
• оказание поддержки педагогическим работникам дошкольного образовательного
учреждения и родителям (законным представителям) в воспитании, обучении и
развитии детей, формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности,
милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному
социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
2.2. Основные задачи:
• психологический анализ социальной ситуации развития единого воспитательно­
образовательного пространства, выявление основных проблем и определение причин
их возникновения, путей и средств их решения;
• обеспечение психологической безопасности и благоприятных условий для охраны
здоровья, психического и личностного развития воспитанников ДОУ, их
познавательных интересов и продуктивной деятельности;
• содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей,
формирование у воспитанников детского сада способности к самоопределению и
саморазвитию;
• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье
детей, их интеллектуальном и личностном развитии;
• помощь администрации и педагогическому коллективу ДОУ в осуществлении
взаимосвязанной, скоординированной и эффективной работы по внедрению
инновационных
педагогических
технологий воспитания
и
обучения,
нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников и социумом;
• психологическое обеспечение образовательных программ в целях адаптации их
содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и
особенностям дошкольников;
• обеспечение необходимого уровня психологической компетентности педагогов в
решении педагогических задач, предоставление научно-методических материалов и
разработок в области психологии для практического использования в деятельности
педагогов и специалистов;
• содействие
распространению
и внедрению
в
практику
дошкольного
образовательного учреждения достижений в области отечественной и зарубежной
психологии.

.................. ........

J -

........................................... .................

....л Д

V

...

'

It

3. Структура психолого-педагогической службы
3.1. Деятельность психолого-педагогической службы ДОУ обеспечивается под
непосредственным руководством заведующего детским садом, старшим воспитателем и
координируется нормативно-правовой и методической базой научно-методического центра.
3.2. Общее руководство психолого-педагогической службой и ответственность за её
организацию в дошкольном образовательном учреждении возлагается на заведующего.
3.3. Назначение на должность педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда,
социального педагога определяется согласно штатных единиц дошкольного
образовательного учреждения на основании документов об образовании и стажа
профессиональной деятельности, согласно действующим нормативам в системе
образования Российской Федерации.
3.4. Деятельность психолого-педагогической службы осуществляется специалистами ДОУ,
окончившим высшее учебное заведение по специальности «психология», «дефектология»,
«логопедия» и получившим соответствующую квалификацию, имеющим диплом
государственного образца.
3.5. В деятельности психолого-педагогической службы дошкольного образовательного
учреждения выделяется три вида помощи: первичная, квалифицированная и
специализированная.
3.6. Первичная помощь, консультирование оказывается педагогом-психологом участникам
дошкольного
образовательного
учреждения:
педагогам,
родителям (законным
представителям) воспитанников.
3.7. Квалифицированная помощь воспитанникам, нуждающимся в психолого­
педагогической и медико-социальной помощи (развивающие и коррекционные
индивидуальные, групповые занятия) оказывается педагогом-психологом, учителемдефектологом, учителем-логопедом, врачом.
3.8. Психолого-педагогическая служба ДОУ является составляющей службой здоровья, в
состав которой входят:
• учитель-логопед, который обеспечивает адаптацию и коррекцию детей с
нарушениями речи;
• "воспитатель, обеспечивающий сопровождение детей, имеющих нарушения развития;
• старший воспитатель, который активно взаимодействует с семьей, контролируя
условия социального благополучия ребенка;
• медицинский персонал: педиатр наблюдает за здоровьем детей, медсестра
поддерживает соматически ослабленных воспитанников.
• все они обеспечивают специализированную помощь, продуктивное психологическое
сопровождение.
Эта
структура
представляет
собой
медико-психолого-социально-педагогический
консилиум, который помогает выбрать для ребенка наиболее подходящий образовательный
маршрут и реализует его совместно с воспитателями и родителями (законными
представителями) воспитанников.
3.9. Деятельность педагога-психолога ограничена нормативами. Недельная ставка педагогапсихолога составляет 36 часов, из которых 18 часов являются присутственными
(основными), другие 18 часов - методическими (подготовительными) для подготовки
соответствующих материалов и анализа имеющихся результатов.
3.10. По отношению к детям ясельного возраста осуществляются адаптационные меры при
переходе детей из домашней среды в дошкольное образовательное учреждение.
3.11. По отношению к воспитанникам групп, а также логопедических групп
осуществляются адаптационные меры при переходе из группы в группу, а также коррекция
психического развития воспитанников, их эмоциональной сферы через индивидуальные и
подгрупповые занятия.
3.12. По отношению к воспитанникам с ЗПР - осуществляются развивающие и
коррекционные групповые занятия, медико-психологическое сопровождение.

I - ........■■■■................................................................................■— ......... —— —4

и

•
3.13. Исходя из результатов диагностики, детям дошкольного возраста оказывается
психопрофилактическая поддержка, проводится индивидуальная работа по развитию
интеллектуальных способностей и подгрупповая по развитию эмоциональной сферы.
3.14. Из числа детей старшего дошкольного возраста, по результатам диагностики,
формируется «группа риска» для их сопровождения всеми участниками воспитательно­
образовательной деятельности.
3.15. Коррекционно-развивающую работу с дошкольниками педагог-психолог осуществляет
согласно приоритетных проблем, значимых для ДОУ, программ, утвержденных
Педагогическим советом и диагностических результатов познавательных возможностей,
особенностей всей когнитивной сферы ребенка, проведенных на основе валидных
разработок (методик).
4. Основные направления деятельности психолого-педагогической службы
4.1. Продуктивная (основная) деятельность обеспечивается полноценным сотрудничеством
с администрацией, педагогами, родителями (законными представителями) воспитанников
ДОУ через:
• психолого-педагогическое просвещение (проведение обучающих семинаров тренингов, бесед);
• психопрофилактику;
• диагностическую работу;
• коррекционную (развивающую и сопровождающую работу);
• консультативную деятельность.
4.1.1 Основное время продуктивной деятельности используется педагогом-психологом на:
• психопрофилактическую работу по адаптации воспитанников к условиям
дошкольного образовательного учреждения;
• индивидуальное обследование (познавательных, эмоциональных, личностных и
социально-психологических особенностей);
• групповое обследование (диагностика на готовность воспитанников ДОУ к
школьному обучению, состояние эмоционально-психологического климата в
..труппе);
• индивидуальные консультации педагогов и родителей (законных представителей)
воспитанников по результатам индивидуальных и групповых обследований;
• индивидуальные коррекционно-развивающие занятия:
• групповые коррекционно-развивающие занятия;
• просветительская работа (просветительские мероприятия);
• экспертная работа (мероприятия).
4.1.2 Подготовительное время (методические часы) отводятся на:
• организационно-методическую работу (подготовка соответствующих материалов и
анализа имеющихся результатов).
4.2. Проведение психологической диагностики и коррекционных занятий осуществляется
только
с
согласия
родителей,
а
медико-психолого-социально-педагогическое
сопровождение каждого ребенка проводится согласно двухстороннего договора с
родителями (законными представителями) воспитанников детского сада.
4.3. Психологическое просвещение педагогов и родителей (законных представителей)
воспитанников через консультации, участие в педагогических советах, родительских
собраниях, проведение тренингов по вопросам развития, обучения, воспитания в условиях
дошкольного образовательного учреждения.
4.4. Взаимодействие с членами коллектива ДОУ по вопросам развития и формирования
личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов профессионального
применения.
4.5. Составление индивидуальных образовательных программ для детей группы риска с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

I

.........................

It

3J..

...........

g giSi^nt

4.6. Проведение различных видов работ по развитию благоприятного психологического
климата в дошкольном образовательном учреждении.
4.7. Осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической
перегрузки педагогического коллектива.
4.8. Подготовительное время работы педагога-психолога (методические часы).
5. Права и обязанности специалистов психолого-педагогической службы
5.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации педагог-психолог, как и
любой специалист психолого-педагогической службы ДОУ несут персональную
ответственность за объективность специализированных заключений, адекватность
используемых диагностических и коррекционных методов работы, обоснованность
рекомендаций.
5.2. Специалисты психолого-педагогической службы несут ответственность за сохранение
протоколов обследований, ведение документации психолого-педагогической службы в
соответствии с формами установленного образца.
5.3. Каждый специалист психолого-педагогической службы дошкольного образовательного
учреждения несет профессиональную ответственность за проведение своих работ строго в
пределах своей профессиональной компетенции.
5.4. В своей профессиональной деятельности специалисты психолого-педагогической
службы ДОУ:
• рассматривают вопросы и принимают решения строго в границах своей
профессиональной компетенции;
• применяют современные научно обоснованные методы профилактической,
диагностической, развивающей, и коррекционной работы;
• в решении всех вопросов исходят из интересов воспитанника детского сада, задач
его полноценного психического и физического развития;
• выполняют распоряжения и указания соответствующих органов управления
образованием, администрации дошкольного образовательного учреждения;
• взаимосвязаны с социальной службой;
• ^оказывают необходимую и достаточную помощь педагогическому коллективу
дошкольного образовательного учреждения в решении основных проблем
воспитательно-образовательной деятельности, необходимую и возможную помощь
детям в решении их индивидуальных проблем;
• содействуют развитию психолого-педагогической грамотности родителей (законных
представителей) воспитанников в вопросах детской психологии, дефектологии,
педагогики, соблюдения прав детей;
• ведут запись и регистрацию всех обращений родителей (законных представителей)
воспитанников, педагогов;
• повышают свой профессиональный уровень.
5.5. Участники психолого-педагогической службы имеют право:
Педагог-психолог:
• на сокращенную рабочую неделю по согласованию с заведующим дошкольным
образовательным учреждением.
Все участники психолого-педагогической службы ДОУ:
• на получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» и соответствующими
распоряжениями Правительства Российской Федерации, действующих для
специалистов системы образования (продолжительность отпуска, пенсионные
гарантии и др.);
• самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с воспитанниками,
родителями (законными представителями) и педагогическими работниками,

■ *

iJ......

...
•
•

•
•

•

•
•
•

......

выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения
различных видов работ, выделяя приоритетные направления;
на создание администрацией дошкольного образовательного учреждения условий,
необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
отказываться от выполнения распоряжений администрации ДОУ в тех случаях, когда
эти распоряжения противоречат профессиональным этическим принципам его
деятельности, определяемым настоящим Положением;
знакомиться
со
всей
имеющейся
документацией,
необходимой
для
профессиональной деятельности;
обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции для получения
необходимой информации по вопросам состояния здоровья воспитанников, а также
по вопросам их социального положения и прочих;
участвовать с правом решающего голоса в работе педагогических и
административных советов дошкольного образовательного учреждения, в работе
комиссий по опеке и попечительству и других, решающих судьбу ребенка;
вести работу по пропаганде и внедрению в сферу образования современных
психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, семинаров и выступлений;
выступать с обобщением имеющегося опыта своей работы в научно-популярных
газетах, журналах и пр.;
обращаться, в случае необходимости, через заведующего ДОУ с ходатайствами в
соответствующие организации по вопросам предоставления помощи воспитанникам.

б. Поощрения
6.1. За своевременное и качественное выполнение функций и задач члены психологопедагогической службы ДОУ могут поощряться согласно положениям Трудового Кодекса
Российской Федерации, Коллективного договора. Устава и по приказу заведующего
дошкольным образовательным учреждением.
6.2. Показателями качества работы психолого-педагогической службы являются:
• качество и своевременность проводимых обследований по направлениям
•9 деятельности;
• надежность принимаемых на их основе решений;
• эффективность
психолого-педагогических воздействий
на
участников
воспитательно-образовательных отношений;
• качество оформления заключений и рекомендаций;
• уровень трудовой дисциплины в дошкольном образовательном учреждении.
6.3. Сотрудники психолого-педагогической службы поощряются за выполнение следующих
показателей:
• увеличение контингента воспитанников, прошедших психолого-педагогическое
обследование и получивших квалифицированную помощь;
• рост числа выпускников с высоким уровнем готовности к школьному обучению;
• уменьшение численности вновь поступивших детей с тяжелой степенью адаптации к
детскому саду;
• расширение крута родителей (законных представителей) воспитанников,
получивших необходимую консультационную помощь;
• сокращение текучести кадров как результат эффективной работы с персоналом
дошкольного образовательного учреждения;
• своевременное изучение и оптимизация социально-психологического климата в
педагогическом коллективе дошкольного образовательного учреждения.
6.4. Оценка деятельности сотрудников и внесение предложений о поощрении
осуществляются руководителем психолого-педагогической службы исходя из фактически
отработанного времени, качества труда и индивидуального вклада в конечный результат.

........ .

......-

.....—

т

л ~ ..

..

- ......

.........

\

6.5.
Работу руководителя психолого-педагогической службы оценивает заместитель
заведующего по воспитательно-образовательной работе дошкольного образовательного
учреждения.
7. Документация и формы отчетности психолого-педагогической службы ДОУ
7.1. Члены психолого-педагогической службы ведут следующую документацию и
отчетность:
• план работы педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения;
• перспективный план работы с детьми на год, квартал;
• заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования;
• журнал консультаций педагога-психолога;
• журнал учета групповых форм работы;
• план психолого-социальной помощи ребенку;
• карта психологического обследования ребенка;
• программа работы педагога-психолога с группой.
• программа коррекционно-развивающих занятий с учетом:
- требований к авторским программам;
- журнал планирования и учета групповых занятий;
- журнал планирования и проведения индивидуальных занятий.
• групповые тетради для рекомендаций педагогам;
• графические таблицы для заполнения результатов диагностических данных,
позволяющие наглядно видеть состояние развития каждого ребенка и всей группы
дошкольного образовательного учреждения в целом.
7.2. В конце учебного года педагог-психолог представляет следующие отчеты:
• справку с мониторингом развития психических процессов детей, нуждавшихся в
психологической и медико-педагогической помощи;
• информацию о пополнении оснащения кабинета педагога-психолога;
• материалы из опыта работы по приоритетной деятельности.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее Положение о психолого-педагогической службе является локальным
нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете, согласовывается с
родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
дошкольным образовательным учреждением.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1 настоящего Положения.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Согласовано с Родительским комитетом
Протокол от

О /. 20% $'г. М _У _

.................... я №


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».